Почему Америка и весь мир боится Су-27

Многие отечественные разработки в области вооружений и военной техники достойны похвалы, и поэтому регулярно получают самые положительные оценки. Чаще всего, по понятным причинам, отечественное оружие и технику хвалят специалисты и любители из нашей страны. Тем не менее, некоторые образцы удостаиваются одобрения по результатам оценок зарубежными специалистами. Рассмотрим один из примеров такого отношения к российской технике.

22 июля американское издание The National Interest опубликовало статью Роберта Фарли «Russia's F-15 Killer: Why America (and the World) Fears the Su-27 Flanker» («Российский убийца F-15: почему Америка (и весь мир) боится Су-27»). В подзаголовке материала отмечается: «It was the USSR’s best plane — and it still packs one heck of a punch» – «Это был лучший самолет СССР, и он до сих пор может быть опасен». Как ясно из названия статьи, ее темой стало внимательное рассмотрение одного из самых удачных российских истребителей. Американский автор, изучив вопрос, пришел к весьма интересным выводам.

В глазах Запада, как пишет Р. Фарли, большая часть легендарных советских самолетов времен Холодной войны была разработана конструкторским бюро А.И. Микояна и М.И. Гуревича. Этой организацией были созданы истребители МиГ-15, МиГ-21, МиГ-25 и МиГ-29, в классификации НАТО имеющие кодовые имена Fagot, Fishbed, Foxbat и Fulcrum соответственно. Одновременно с этим самый лучший советский истребитель Холодной войны был создан другим конструкторским коллективом. Проект Су-27 разрабатывался конструкторским бюро П.О. Сухого.

Су-27 (по натовской классификации – Flanker) создавался в качестве средства завоевания превосходства в воздухе. В случае конфликта с НАТО такие самолеты должны были уничтожать американскую авиационную технику над Центральной Европой. Кроме того, их задачей являлось патрулирование в приграничных районах с целью перехвата атакующих бомбардировщиков противника. Су-27 пережил конец Холодной войны, а вскоре стал одним из лидеров международного рынка истребительной авиации.

Происхождение

Автор издания The National Interest напоминает, что проект Су-27 возник как часть крупной и сложной программы, подразумевавшей параллельное создание тяжелых и легких истребителей разных типов. Подобные взгляды на развитие истребительной авиации главенствовали в США и СССР в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века. Результатом такого подхода стало появление нескольких типов самолетов. Американская промышленность создала истребители F-15 и F-16 для военно-воздушных сил, а также F-14 и F/A-18 для палубной авиации ВМС. В советской программе разработки новой техники роль легкого истребителя была отдана самолету МиГ-29. Тяжелым самолетом с более высокими характеристиками стал Су-27.

Р. Фарли полагает, что проект Су-27 разрабатывался с учетом имевшихся сведений об американском проекте F-15 Eagle. В итоге появился самолет, имеющий определенное сходство со своим зарубежным конкурентом. Су-27 и F-15 имеют высокую скорость и большую дальность полета, а также несут достаточно мощное вооружение. Одновременно с этим присутствуют заметные отличия в конструкции. Американский истребитель выглядит так, как будто его «хорошо кормили», а советский самолет отличается «голодным видом».

Несмотря на изначальные цели проекта, подразумевавшие создание истребителя завоевания превосходства в воздухе, в дальнейшем Су-27, как и F-15, освоил работу в целях перехвата и нанесение ударов по наземным объектам. На основе оригинального истребителя в дальнейшем фирмой «Сухой» были созданы несколько вариантов специализированных самолетов, предназначенных для решения конкретных боевых задач.

В отличие от F-15 и МиГ-29, на ранних стадиях проект Су-27 столкнулся с определенными трудностями, которые привели к серьезному затягиванию основных работ. Также имели место трагедии: испытания нового самолета унесли жизни нескольких летчиков. Только к середине восьмидесятых годов машину удалось довести до эксплуатации в войсках, хотя некоторые проблемы продолжали преследовать ее и после этого. Наконец, окончание Холодной войны, распад Советского Союза и характерные проблемы того времени привели к резкому сокращению заказов на строительство серийной техники.

Американский автор отмечает высокие характеристики советского/российского истребителя. Максимальная скорость Су-27 достигает М=2,35, а соотношение тяги двигателей и взлетного веса, в зависимости от количества топлива и нагрузки, может превышать единицу. На пилонах под крылом и фюзеляжем могут размещаться до восьми ракет «воздух-воздух» малой или средней дальности. Ракеты большой дальности входят в боекомплект некоторых модификациях истребителя. Также самолет способен нести бомбы и неуправляемые ракеты различных типов. Под управлением опытного летчика самолет способен выполнять различные маневры и фигуры пилотажа, что неоднократно демонстрировалось на многочисленных российских и зарубежных выставках авиационной техники.

Со временем выяснилось, что Су-27 является весьма удачной и гибкой с точки зрения применения платформой для создания специализированных самолетов. К настоящему времени Воздушно-космические силы России располагают парком техники, состоящим из различных моделей и модификаций самолетов на базе Су-27, предназначенных для решения самых разных боевых задач. При помощи современного радиоэлектронного оборудования самолеты улучшают свои возможности по атаке воздушных и наземных целей. Некоторые варианты истребителя Flanker даже выделяются в отдельные модели.

Экспорт

Су-27 ранних модификаций, несмотря на значительный возраст, до сих пор представляет интерес для эксплуатантов. Такая техника сейчас используется военно-воздушными силами 11 стран мира. Наиболее крупный парк такой техники имеется у ВКС России – 359 машин. Еще 59 единиц имеются у военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая. Р. Фарли отмечает, что в ряде случаев самолеты Су-27 имеются на вооружении обеих стран, участвующих в «тлеющих конфликтах». К таким конфликтам автор относит пресловутую «войну» России и Украины, а также Эфиопо-Эритрейский конфликт и разногласия Вьетнама и Китая. В общей сложности, по подсчетам американского автора, заказчикам было поставлено 809 самолетов Су-27 первой модели. Также имеются многочисленные контракты на поставку модификаций и новой техники на базе существующей платформы.

Отдельно Р. Фарли упоминает события, развивавшиеся вокруг поставки российской авиационной техники в Китай. Сравнительно давно китайская армия приобрела у России некоторое количество готовых самолетов Су-27. Кроме того, появились соглашения о совместном производстве техники и лицензия на самостоятельную сборку истребителей. В дальнейшем российская сторона обвинила китайских партнеров в нарушении условий существующих соглашений. Причиной для обвинений стало оснащение самолетов J-11 (китайское обозначение истребителей) радиоэлектронным оборудованием, произведенным в Китае. Кроме того, китайская промышленность присвоила некоторые российские наработки, которые в дальнейшем были использованы в новом проекте J-16. Разногласия сохранялись в течение длительного времени, но к настоящему времени ситуация нормализовалась благодаря продолжению военно-технического сотрудничества двух стран.

Бой

Р. Фарли полагает, что для столь знаменитого и примечательного самолета Су-27 воевал достаточно мало. Тем не менее, подобным истребителям пришлось выполнять боевые задачи на нескольких театрах военных действий по всему миру. В ходе этой боевой работы самолеты в основном использовались для завоевания превосходства в воздухе. Прежде всего, такая техника участвовала в конфликтах, сопровождавших распад Советского Союза. Кроме того, американский автор утверждает, что Су-27 используются в ходе «войн русской реконсолидации», в частности обеими сторонами конфликта на Украине. Также Су-27 российских ВКС, а также машины на их основе участвуют в текущей сирийской операции.

За рубежом Су-27 успели поучаствовать в Ангольской гражданской войне и конфликте Эфиопии с Эритреей. Именно к последней войне, произошедшей на рубеже девяностых и двухтысячных годов, относятся единственные известные воздушные победы Су-27 над самолетами противника. Эфиопские летчики сбили три эритрейских МиГ-29.


Советский/российский Су-27 оказался последним из «главных» истребителей четвертого поколения, принятых на вооружение и поставленных в серийное производство. В ходе испытаний и службы эти самолеты показали, насколько удачным оказался проект. Самолеты оказались достаточно крупными и сравнительно мощными, что позволяет продолжать их модернизацию и выпуск в течение длительного времени. Подобные особенности исходного проекта и разработок на его базе выглядят особо важными в свете последних проблем проекта Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА или Т-50). В будущем ПАК ФА должен будет заменить и Су-27 с его модификациями, и МиГ-29. Пока же Су-27 и его модификации являются основой российской истребительной авиации.

18
Декабрь
0
135

Комментарии к записи: 0

Оставить комментарий
avatar