Танк на рельсах

В 1930 году на Заводе имени С. М. Кирова в Ленинграде родилась идея моторного броневого вагона, который бы не уступал по огневой мощи легким бронепоездам, а по маневренности и защищенности превосходил их. В конструкции использовались узлы среднего танка Т-28. В трех башнях, расположенных в два яруса, были установлены 76,2-мм пушки ПС-3 образца 1927–1932 годов.

Справа от пушки во всех башнях и в кормовых нишах второй и третьей башен в шаровых опорах были установлены пулеметы ДТ, еще один располагался в шаровой опоре в корме мотоброневагона. Кроме того, в бортах корпуса имелись четыре пулемета максим, по два на борт. Корпус броневагона изготавливался из катаных броневых листов, соединенных сваркой. Толщина борта корпуса – 16–20 миллиметров, рубки – 20 миллиметров, крыши – 10 миллиметров, башен – 20 миллиметров. Бортовые листы корпуса располагались под углом 10 градусов к вертикали. Управление броневагоном, масса которого составляла 80 тонн, и вооружением осуществлялось экипажем до 40 человек.

Первый образец мотоброневагона под названием МБВ № АЕ-01 был готов к 7 ноября 1936 года, но из-за выявленных недостатков заводские испытания начались только 12 февраля 1937-го на железнодорожной линии Ленинград – Псков. Параллельно с испытанием МБВ № 01 Кировский завод стал изготавливать второй экземпляр мотоброневагона. На нем в числе прочих улучшений планировалась возможность перехода на западноевропейскую колею. Второй образец мотоброневагона МБВ № АЕ-02 был принят военпредом АБТУ РККА на Кировском заводе 17 апреля 1937 года и направлен на заводские испытания. В начале июля 1941 года для мотоброневагона МБВ № 02 сформировали экипаж, и с 20 июля он придается бронепоезду № 60 для совместных действий. Вплоть до начала августа МБВ № 02 и бронепоезд № 60 поддерживали наши части на участках Кингисепп – Молосковицы и Ястребино – Молосковицы. 13 августа мотоброневагон подвергся интенсивному обстрелу немецкой артиллерией, разрушившей железнодорожные пути, но смог выйти из зоны поражения.

18 августа МБВ и бронепоезд № 60 перебросили в район станции Чудово, где они вошли в состав группы бронепоездов майора Головачева. С 21 по 29 августа 1941 года мотоброневагон в составе группы поддерживал огнем своих орудий части 48-й армии, а 30 августа убыл на ремонт в Ленинград.

Директивой штаба Ленинградского фронта от 24 января 1943 года был сформирован 14-й отдельный дивизион бронепоездов, куда включили бывший бронепоезд № 30 «Стойкий» краснознаменного Балтийского флота и мотоброневагон МБВ № 02, позже получивший имя «Стремительный». Бронепоезда получили следующие номера – № 600 «Стойкий» и № 684 «Стремительный».

14-й отдельный дивизион бронепоездов до августа 1943 года поддерживал артиллерийским огнем части 23-й армии, с августа по декабрь действовал у Синявино в составе 67-й армии. В декабре 1943-го дивизион включили в 53-ю армию и с января 1944 года он участвовал в боях по снятию блокады Ленинграда в районах Колпино, Саблино, Красный Бор. В это время бронепоездом № 684 «Стремительный» командовал капитан Л. Доченко. В ходе ремонта на Заводе имени Сталина летом 1943 года МБВ № 02 перевооружили, заменив пушки Л-11 на 76-мм танковые Ф-34.

В мае-июне 1944 года 14-й дивизион бронепоездов артиллерийским огнем поддерживал наступление 21-й армии на Сестрорецком направлении, затем до августа прикрывал восстановление станций и железной дороги от атак с воздуха.

После войны в 1948–1950 годах вагон проходил очередную модернизацию, но она оказалась неудачной – конструкторам так и не удалось обеспечить нормального охлаждения установленного танкового дизеля В-2. В 1952 году мотоброневагон МБВ-2 направили в музей в Кубинку, где он находится и по сей день.

18
Декабрь
0
21

Комментарии к записи: 0

Оставить комментарий
avatar