Тяжёлый «Атом»

Несколько лет назад отечественная оборонная промышленность впервые представила макетный образец перспективной тяжелой колесной боевой машины пехоты. В дальнейшем разработка нового проекта была остановлена в связи с экономическими и политическими проблемами, однако в дальнейшем ее продолжили. Результатом продолжения требуемых работ в обозримом будущем должно стать появление обновленной версии БМП «Атом». После некоторого простоя отечественные предприятия получили возможность продолжить работу над многообещающим проектом.

Проект колесной БМП «Атом» изначально являлся совместной разработкой российской и французской промышленности, что в дальнейшем негативным образом сказалось на его реализации. В начале текущего десятилетия российский ЦНИИ «Буревестник», входящий в состав корпорации «Уралвагонзавод», подписал договор с французской компанией Renault Trucks Defence, целью которого была совместная работа над перспективным образцом колесной бронетехники тяжелого класса. Вскоре совместными усилиями две организации разработали проект, который в дальнейшем был воплощен в виде макетного образца для демонстрации на выставках.

Первая демонстрация БМП "Атом" в 2013 году

Первый публичный показ перспективной колесной БМП, получившей название «Атом», состоялся в сентябре 2013 года в ходе выставки Russia Arms Expo 2013 в Нижнем Тагиле. На выставочной площадке рядом с другими образцами техники, разрабатываемыми и выпускаемыми корпорацией «Уралвагонзавод» и предприятиями из ее состава, был помещен образец новой колесной боевой машины. Совместная российско-французская разработка заинтересовала специалистов и широкую общественность, вскоре став одной из главных тем обсуждений того времени.

Во время первой демонстрации отмечались основные преимущества представленного проекта. Утверждалось, что опыт французских конструкторов из Renault Trucks Defence позволил создать современное шасси с высокими характеристиками подвижности, защиты и т.д., а российский ЦНИИ «Буревестник» создал уникальный боевой модуль с 57-мм автоматической пушкой, способный обеспечить безоговорочное превосходство над другой военной техникой схожего класса. Ожидалось, что полноценная БМП нового проекта сможет решать основные задачи по перевозке личного состава и огневой поддержке спешившихся войск с повышенной эффективностью.

Также новый проект в перспективе подразумевал создание целого семейства специализированной техники на базе общего шасси. Характеристики шасси «Атом» позволяли перевозить до 7 т полезной нагрузки внутри грузового или пассажирского отсека объемом 10,7 куб.м. Благодаря этому на основе базовой конструкции можно было создать не только боевую машину пехоты или бронетранспортер, но и другие образцы. В рекламных материалах по проекту упоминались зенитная самоходная установка с 57-мм орудием, самоходка с 120-мм пушкой, а также ремонтно-эвакуационная, командно-штабная, инженерная и санитарная машины. От представленной БМП они должны были отличаться составом специального оборудования и вооружения.

Информационный стенд проекта.

Позже представители компаний-разработчиков раскрыли предпосылки к началу сотрудничества с зарубежными предприятиями. Одной из главных причин появления совместного российско-французского проекта «Атом» стало отсутствие отечественных шасси с требуемыми характеристиками. Российская оборонная промышленность несколько лет назад не могла предоставить ЦНИИ «Буревестник» какое-либо колесное шасси, способное нести перспективный боевой модуль с 57-мм автоматической пушкой. Французская машина от Renault Trucks Defence, в свою очередь, соответствовала этим требованиям и могла использоваться в новом проекте.

В начале апреля 2014 года появились новости о событиях и решениях, которые могли привести к полной остановке работ над проектом «Атом». По данным французских средств массовой информации, компания Renault Trucks Defence решила приостановить совместную работу с корпорацией «Уралвагонзавод». Официальным поводом для этого стали санкции, введенные правительством Франции в отношении России в связи с событиями начала 2014 года. Тем не менее, речи о полной остановке работ тогда не шло. При этом присутствовали определенные риски, связанные с третьими странами. В числе субподрядчиков проекта была шведская компания Volvo, у которой планировалось заказывать отдельные элементы силовой установки и ходовой части. Планы официального Стокгольма по присоединению к антироссийским санкциям могли повредить совместному российско-французскому проекту.

Макетный образец совместной российско-французской сборки.

В июне того же года ситуация отчасти прояснилась. В ходе выставки Eurosatory-2014, прошедшей во Франции, заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Игорь Севостьянов сделал важное заявление, касавшееся проекта «Атом». По его словам, разработка проекта усилиями российских и французских специалистов успешно продолжается. Разработка теперь ведется с целью предложения новой машины потенциальным заказчикам в лице зарубежных стран.

Через несколько месяцев, в сентябре 2014 года, генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко вновь поднял тему проекта «Атом». На тот момент утверждалось, что на ближайшей выставке IDEX-2015 в Объединенных Арабских Эмиратах планировалось показать новый образец перспективной БМП. Теперь российская промышленность собиралась изготовить прототип своими силами и без помощи зарубежных партнеров. Также высказывалась надежда в скорой демонстрации новой разработки на ходу и на стрельбище.

Также в первой половине прошлого года представители российской стороны проекта «Атом» несколько раз упоминали планы по продолжению работ вместе с новым партнером. Так, в июне появились сообщения о возможном начале сотрудничества с Объединенными Арабскими Эмиратами. Гендиректор корпорации «Уралвагонзавод» не исключил начало совместную работу с ОАЭ, если промышленность этой страны будет работать с сохранением имеющихся динамики и темпа. Вскоре эти данные были уточнены. Теперь утверждалось, что разработка проекта «Атом» продолжается российскими специалистами самостоятельно. Сотрудничество с ОАЭ, в свою очередь, ведется с использованием зарубежной базовой платформы.

Образец, представленный в 2014 г. 

В апреле 2016 года О. Сиенко заявил, что теперь в проекте «Атом» задействованы специалисты из Объединенных Арабских Эмиратов и Казахстана. Особые успехи в деле развития проекта достигнуты в рамках сотрудничества с ОАЭ в лице компании Emirates Defense Technologies. Версия перспективной машины, являющаяся результатом этих работ, основывается на шасси Enigma зарубежной разработки. При нормальном развитии проекта и отсутствии серьезных затруднений уже в этом году перспективный образец мог выйти на стрельбовые испытания. В случае с Казахстаном рассматривался вопрос создания другой версии проекта, в которой будет использоваться платформа, приобретенная казахской промышленностью у зарубежного разработчика.

Главной целью собственного варианта проекта «Атом», создаваемого российскими специалистами, является разработка нового шасси с высокими характеристиками подвижности, защиты и огневой мощи, соответствующими параметрам исходной машины французской компании Renault Trucks Defence. Последняя к настоящему времени окончательно вышла из проекта, из-за чего российской корпорации «Уралвагонзавод» приходится завершать работы самостоятельно или в кооперации с зарубежными компаниями.

Кормовая часть машины с аппарелью для десанта.

По оценкам руководства российской корпорации, разработка перспективного колесного шасси, призванного заменить машину французского производства, должна завершиться в следующем году. До конца следующего года эту машину выпустят на испытания, по результатам которых будет определяться дальнейшая ее судьба. Технические подробности проекта пока не уточнялись. Утверждается лишь то, что оно будет гораздо лучше существующих образцов и получит более высокие характеристики.

Точный облик и технические характеристики отечественного шасси, создаваемого в качестве новой основы для боевой машины пехоты и других машин семейства «Атом», пока остается неизвестным. В то же время, еще несколько лет назад были опубликованы основные данные о БМП совместной российско-французской разработки, которые позволяют представить, какой должна быть новая колесная платформа. Есть основания полагать, что в определенных моментах новый отечественный проект шасси будет повторять французский, тогда как прочие особенности будут определяться в соответствии с имеющимися у отечественных инженеров опытом и наработками.

Десантное отделение БМП. На заднем плане видно рабочее место командира. 

Исходным проектом предлагалось создание боевой машины пехоты тяжелого класса на колесном шасси. Кроме того, базовое шасси в дальнейшем могло стать основой для новых образцов техники иного назначения. Основным элементом перспективного образца должно было стать колесное шасси, разработанное преимущественно французскими специалистами. На нем предлагалось монтировать российский боевой модуль с вооружением повышенной мощности.

Шасси БМП «Атом» предлагалось строить с использованием актуальных идей и решений, а также современных комплектующих с требуемыми характеристиками. Предлагалось изготовление корпуса с клиновидным профилем лобовой части, образованным крупными верхней и нижней, а также узкой центральной броневыми деталями. Предусматривались вертикальные нижние части бортов с узлами креплений для ходовой части. Верхняя часть бортов, образовывавшая развитые ниши, должна была состоять из вертикальных и наклонных деталей. Также предусматривались горизонтальная крыша и кормовой лист, установленный с наклоном назад.

Корпус несущей конструкции предлагалось изготавливать из броневой стали, а также оснащать накладными деталями дополнительного бронирования. Защита такого корпуса, по информации авторов проекта, соответствовала 5 уровню стандарта STANAG 4569. В таком случае броня могла выдержать попадание подкалиберного снаряда 25-мм пушки или осколков 155-мм снаряда, взорвавшегося на дистанции 25 м. Также 5 уровень стандарта подразумевает защиту экипажа и десанта от подрыва взрывных устройств весом более 10 кг под ходовой частью или днищем.

В качестве дополнительных средств защиты проектом «Атом» предлагались различные решения и устройства. Предусматривалась возможность оснащения боевой машины пехоты навесными экранами для защиты от кумулятивных боеприпасов, системой активной защиты, средствами обнаружения лазерного облучения, защитой от оружия массового поражения и т.д. Также в составе ходовой части предлагалось использовать шины, пригодные для использования в поврежденном состоянии. Состав средств защиты и уровень бронирования могли изменяться в соответствии с пожеланиями заказчика.

Возможный облик БМП на базе отечественного шасси.

Компоновка корпуса машины должна была соответствовать актуальным взглядам на этот вопрос. В передней части корпуса, у правого его борта, помещался двигатель, сопряженный с некоторыми агрегатами трансмиссии. Слева от моторного отсека находилось отделение управления с рабочими местами водителя и командира, помещенными одно за другим. Центральный отсек и кормовая часть корпуса представляли собой десантное отделение. Отдельный отсек для боевого модуля первоначальным проектом не предусматривался – боевой модуль полностью помещался за пределами корпуса. Командир и водитель имели собственные люки. Десантное отделение получило кормовую аппарель и два люка в крыше.

В качестве основы силовой установки рассматривались двигатели фирм Renault и Volvo мощностью порядка 600 л.с. При помощи автоматической трансмиссии крутящий момент двигателя должен был распределяться на все восемь колес ходовой части, а также на водометные движители. Для перемещения по суше предлагалось использовать ходовую часть с формулой 8х8, оснащенную независимой подвеской колес. Также рядом с задними колесами на бортах корпуса помещались два водометных движителя для преодоления водных преград вплавь. Для управления по курсу в таком режиме используются подвижные заслонки, перекрывающие сопла движителей.

Новый "Атом" может нести боевой модуль "Байкал".

Собственная длина шасси составляла 8,2 м, ширина – 3 м, высота (по крыше) – 2,5 м. Боевая масса техники могла меняться в достаточно широких пределах, будучи связанной с комплектацией машины, в первую очередь с составом бронирования и других средств защиты. Максимальная боевая масса определялась на уровне 32 т. При этом удельная мощность должна была достигать 18,75 л.с. на тонну, что позволяло показывать максимальную скорость на шоссе до 100 км/ч. Расчетный запас хода составлял 750 км.

Российским ЦНИИ «Буревестник» был разработан новый боевой модуль с вооружением увеличенного калибра. Это изделие представляло собой дистанционно управляемую башню с бронированием, соответствующим защите корпуса. На лобовой части башни помещался крупный блок ствольного вооружения, имеющий в своем составе автоматическое орудие калибра 57 мм и спаренный 7,62-мм пулемет. Конструкция башни обеспечивала круговую горизонтальную наводку и вертикальную в пределах от -8° до +70°. «Главный калибр» боевой машины мог показывать скорострельность до 140 выстрелов в минуту, а также имел возможность смены типа используемого боеприпаса. Полный боекомплект составлял 200 снарядов, готовый к применению – вдвое меньше. Эффективная дальность стрельбы основного орудия заявлялась на уровне 6 км. В зависимости от типа применяемого снаряда и особенностей цели, этот параметр мог быть увеличен до 16 км.

Следует отметить, что, несмотря на использование аналогичного оружия, боевой модуль «Атома» не имеет прямого отношения к системе АУ-220М «Байкал», являющейся важным элементом всех выставочных экспозиций последнего времени. Модули двух типов иметь определенное сходство, а также основываются на общих идеях, однако более новая система, по некоторым данным, не является прямым развитием предшествующей. Тем не менее, в будущем обновленный вариант тяжелой колесной БМП может получить как ранее разработанную башню с вооружением, так и модуль «Байкал».

Для поиска целей и наведения орудия предлагалось использовать оптико-электронное оборудование, размещенное на крыше новой башни. Эта аппаратура должна была работать совместно с пультом управления на рабочем месте оператора. Оператор имел возможность получать видеосигнал с приборов башни, с его помощью контролировать ситуацию и искать цели, а также выполнять наведение и стрельбу. Весь контроль за работой боевого модуля должен был производиться при помощи средств дистанционного управления. Прямое участие человека требовалось лишь в некоторых ситуациях, таких как пополнение готового к применению боекомплекта.

В конфигурации тяжелой боевой машины пехоты «Атом» должен был управляться экипажем из трех человек. В передней части корпуса, слева от двигателя, находились рабочие места водителя (впереди) и командира (за ним), оснащенные всеми необходимыми приборами контроля и органами управления. Позади командира и водителя располагалось место для наводчика-оператора вооружений. При помощи имеющихся приборов он должен был контролировать работу боевого модуля. Кормовая часть корпуса отдавалась под десантное отделение с местами для размещения бойцов с вооружением. Вдоль бортов размещалось по четыре кресла для десанта. Сиденья кресел могли подниматься в вертикальное положение, облегчая спешивание или освобождая объем для перевозки тех или иных грузов.

Возможный облик машины, вид на крышу. Оранжевым цветом выделены люки для экипажа и десанта.

Согласно последним сообщениям о ходе проекта «Атом», опубликованным весной этого года, в настоящее время отечественная промышленность занимается созданием своего варианта колесного шасси, необходимого для дальнейшего развития перспективного образца военной техники. Завершить проектирование, построить прототип и вывести его на испытания корпорация «Уралвагонзавод» планирует в следующем 2017 году.

По-видимому, опытный образец БМП «Атом» полностью отечественной разработки и сборки впервые будет продемонстрирован на одной из российских выставок военной техники и вооружений следующего года. Если работы пойдут без каких-либо серьезных затруднений, то машину смогут показать не только на статической стоянке, но и даже в демонстрационных мероприятиях на полигоне. Тем не менее, пока все это остается делом достаточно отдаленной перспективы. Пока же продолжаются проектные работы.

БМП "Атом" на местности.

Текущая ситуация вокруг проекта «Атом», а именно список зарубежных партнеров отечественных предприятий-разработчиков, делает очевидными перспективы новой техники. Вряд ли машины новой модели или даже целого нового семейства будут предлагаться отечественным вооруженным силам, для которых уже создается иной вариант колесной унифицированной платформы. Зато «Атом» в конфигурации БМП или в виде техники иного назначения может заинтересовать зарубежных заказчиков. Так, Объединенные Арабские Эмираты и Казахстан уже проявили интерес к предложенной концепции, хотя и пожелали получить технику на основе самостоятельно выбранных шасси. В будущем можно ожидать подобной реакции от других государств.

БМП «Атом» может представлять интерес для зарубежных армий по целому ряду причин тактико-технического, экономического и эксплуатационного характера. При этом основной повод для интереса, как показывают совместные работы с ОАЭ и Казахстаном, кроется в новейшем боевом модуле с повышенными характеристиками огневой мощи. 57-мм автоматическая пушка резко выбивается из современных концепций вооружения бронетехники, отличаясь от «общепринятых» систем повышенными характеристиками. Как следствие, новая пушка может быть решающим преимуществом перед другими современными образцами боевых машин различных классов.

Проект перспективной бронетехники «Атом», представленный несколько лет назад, за время своей разработки успел столкнуться с заметными трудностями политико-экономического характера, однако все же не был остановлен. Наоборот, лишившись зарубежного партнера в лице французской компании Renault Trucks Defence, российская сторона продолжила работы, а также сумела заинтересовать новым предложением другие страны. Благодаря этому после некоторого перерыва работы по перспективной БМП «Атом» были продолжены. При этом отечественные специалисты ведут работы как самостоятельно, так и в кооперации с зарубежными коллегами. Таким образом, проект потерял некоторое время, однако все же сохранил свой коммерческий и боевой потенциал. Насколько успешно этот потенциал будет реализован – станет известно позже, когда опытные образцы обновленных машин «Атом» пройдут испытания, появятся на выставках и поспособствуют появлению контрактов.




 

18
Декабрь
0
146

Комментарии к записи: 0

Оставить комментарий
avatar