Универсальные шасси «Бриз» и «Москит» (Беларусь)

Выставочный образец машины "Бриз"

Недавний международный военно-технический форум «Армия-2016» стал площадкой для демонстрации различных новых разработок в области вооружений и техники. Большую часть выставочных павильонов и открытых площадок форума заняли экспозиции российских компаний и организаций, однако некоторая часть экспонатов была привезена из-за рубежа. Так, белорусская компания «Минотор-Сервис» в этот раз показала две свои новейшие разработки. На открытой площадке были представлены многоцелевые гусеничные шасси «Бриз» и «Москит».

Минское предприятие «Минотор-Сервис» с начала девяностых годов занимается обслуживанием и обновлением различной военной техники. Со временем специалисты фирмы приступили к разработке своих собственных проектов различной техники. К настоящему времени были представлены несколько вариантов боевых и вспомогательных машин на гусеничном ходу. Выставка «Армия-2016» стала площадкой для показа очередных новинок. Используя имеющийся опыт и некоторые новые идеи, инженеры из Республики Беларусь не так давно создали два варианта универсальных шасси с разными характеристиками.

Шасси «Бриз»

Целью проекта с шифром «Бриз» являлось создание перспективного гусеничного шасси, пригодного для использования в качестве основы различной военной техники, в первую очередь специального назначения. На базе «Бриза» предлагается строить машины с различным радиоэлектронным оборудованием, такие как РЛС или станции РЭБ, машины разведки противовоздушной обороны, командно-штабную технику, санитарные, ремонтные и т.д. образцы. В соответствии с подобными требованиями, касающимися возможности максимально широкого применения, новое шасси получило ряд характерных особенностей конструкции.

С использованием существующего опыта компания «Минотор-Сервис» сформировала общий облик двух новых шасси. Примечательно, что за исключением некоторых важных особенностей, бронемашины «Бриз» и «Москит» имеют значительное сходство. Отличия связаны с некоторыми черт корпуса, силовой установки и ходовой части. Из-за этого внешний вид двух образцов весьма схож, хотя некоторые его особенности позволяют сразу отличать перспективную технику.

Есть основания полагать, что в новом проекте использовались не только существующие идеи, но и агрегаты, заимствованные из некоторых предыдущих проектов. Так, еще несколько лет назад белорусскими инженерами было предложено многоцелевое шасси «Москит», являвшееся развитием уже существующей платформы 3Т. Конструкция ходовой части и общая компоновка корпуса позволяют говорить о преемственности старых и новых проектов компании «Минотор-Сервис».

Шасси «Бриз» имеет броневой корпус, обеспечивающий защиту экипажа и полезной нагрузки от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Точные показатели бронирования, такие как толщина листов или калибр удерживаемой пули не указываются. Вероятно, обеспечивается круговая защита от оружия винтовочного калибра. Меры, направленные на сокращение ущерба от взрывных устройств, по-видимому, не принимались, о чем говорит форма нижней части корпуса.

Корпус машины «Бриз» получил лобовую часть характерной формы, образованной несколькими крупными бронелистами. Верхний агрегат лба состоит из трех листов, расположенных под углом к вертикали. При этом узкие скуловые листы монтируются с наклоном наружу. Нижняя часть лба так же имеет в своем составе три листа, однако помещается под меньшим углом к вертикали. Корпус получил вертикальные борта и кормовой лист. Крыша представленного образца состоит из двух частей. Передняя представляет собой горизонтальный лист, а в корме располагается небольшая надстройка с прямым центральным листом и заваленными боковыми.

Компоновка корпуса стандартна для современной бронетехники специального назначения. Передняя часть забронированного объема отдается под размещение двигателя и трансмиссии. Часть агрегатов трансмиссии также помещается в корме и связывается с основным силовым блоком при помощи соответствующих средств, расположенных над днищем. За моторным отсеком находится обитаемый объем. В передней его части помещаются рабочие места экипажа. Прочие объемы корпуса отдаются под размещение полезной нагрузки в виде различного радиоэлектронного или иного специального оборудования, а также рабочих мест обслуживающего его расчета.

Шасси «Бриз» предлагается оснащать шестицилиндровым четырехтактным дизельным двигателем, развивающим мощность до 300 л.с. при 2600 оборотах в минуту. Предложены два варианта трансмиссии. Первый подразумевает применение автоматической гидромеханической коробки передач с шестью ступенями переднего хода и одной заднего, второй – механической с 8 скоростями переднего хода и 2 заднего. Вне зависимости от типа коробки передач в состав трансмиссии должен входить двухпоточный бесступенчатый механизм поворота с гидростатическим приводом в дополнительной ветви. Для обслуживания силовой установки в лобовом листе корпуса предусматривается крупный люк. Заборные устройства для подачи воздуха к силовой установке располагаются на скуловых листах и бортах лба корпуса.

Ходовая часть бронемашины имеет в своем составе семь пар опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, усиленной дополнительными амортизаторами. Для правильного распределения массы машины на агрегаты ходовой части используются увеличенные промежутки между первыми тремя парами катков. Пары с третьей по седьмую располагаются сравнительно плотно и близко друг к другу. В передней части корпуса располагаются направляющие колеса, ведущие находятся в корме. Используются несколько поддерживающих роликов. Металлическая гусеница «Бриза» построена на основе параллельно резинометаллического шарнира. Верхняя ветвь гусеницы и часть других агрегатов прикрывается резиновыми бортовыми экранами. Для большего удобства экипажа в передней части экрана имеется усиленное отверстие, используемое в качестве подножки.

Собственный экипаж универсального шасси белорусской разработки состоит из двух человек. Водитель и командир должны располагаться в передней части обитаемого отсека на своих рабочих местах. Для доступа на свои места экипажу предлагается использовать люки в крыше. Наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой может производиться только при помощи перископических смотровых приборов. Каждое рабочее место оснащено тремя такими устройствами, помещенными рядом с люком. Также водителю предлагается использовать зеркала заднего вида. Они крепятся шарнирно и фиксируются в рабочем положении специальными замками. При необходимости зеркала могут поворачиваться в направлении центральной части корпуса и укладываться на нее.

На внешних поверхностях корпуса машины предусматриваются крепления для перевозки различного имущества и оснащения. В передней и центральной части бортов предлагается монтировать замки и крюки для перевозки буксировочных тросов. Также имеется набор креплений для шанцевого инструмента. В зависимости от комплектации шасси и задач строящейся на его базе специальной машины, на внешней поверхности корпуса могут монтироваться другие необходимые устройства и агрегаты.

Длина шасси «Бриз» составляет 6,515 м, ширина 2,4 м, высота без учета специального оборудования – 2,45 м. Клиренс – 390 мм. Полная масса машины должна достигать 15 т. При этом удельная мощность может превышать 20 л.с. на тонну веса. Заявлена возможность перемещения по шоссе со скоростью до 70 км/ч. Имея на борту 280 л топлива, шасси способно проехать до 400 км. Шасси позволяет подниматься на стенку высотой 0,5 м и пересекать ров шириной 1,6 м. Максимальный угол подъема – 35°, крен – до 25°. Используется герметичный корпус, благодаря чему машина может преодолевать водные преграды вплавь. При помощи перемотки гусениц развивается скорость до 3-5 км/ч.

"Бриз" на полигоне. 

Проект «Бриз» подразумевает использование гусеничного шасси с бронекорпусом в качестве основы для специализированной техники. Для монтажа того или иного оборудования предлагается использовать внутренние объемы корпуса. Также часть агрегатов может устанавливаться на внешней поверхности машины. Внутри бронекорпуса для размещения аппаратуры отдается отсек длиной 2,51 м, шириной 2,375 м и высотой 1,515 м. Габариты внешних устройств фактически ограничиваются только размерами и грузоподъемностью шасси.

По данным разработчика, универсальное шасси «Бриз» может использоваться при строительстве самоходных радиолокационных станций, машин радиоэлектронной борьбы, систем разведки ПВО, командно-штабных или санитарных машин, а также комплексов технической помощи. Характеристики перспективного образца схожи с параметрами распространенного шасси МТ-ЛБу, что позволяет использовать его в качестве равноценной замены для техники старых типов. При этом, как ожидается, может иметься некоторое преимущество в ходовых и иных характеристиках.

Некоторые модификации техники на базе «Бриза» могут требовать изменения состава силовых агрегатов. Современное радиоэлектронное оборудование может отличаться достаточно высоким энергопотреблением, из-за чего нуждается в дополнительных средствах в составе электросистем носителя. Для решения подобных задач новое шасси может оснащаться автономной дизель-генераторной установкой мощностью до 18,7 кВт.

В ходе недавнего военно-технического салона «Армия-2016» компания «Минотор-Сервис» показала прототип перспективного универсального шасси. Для демонстрации возможностей новой машины выставочный образец получил некоторое дополнительное оборудование. На кормовой части машины установили телескопическое антенно-мачтовое устройство, которое может использоваться в составе какого-либо комплекса радиоэлектронных средств. В иной комплектации шасси может получать любое другое оборудование, в том числе антенные системы.

Шасси «Москит»

На салоне «Армия-2016» также было продемонстрировано универсальное шасси «Москит». Несмотря на общее название, показанная машина серьезно отличается от ранее представленных одноименных образцов. Так, в ходе развития предыдущих проектов перспективной бронетехники компания-разработчик изменила конструкцию корпуса и доработала некоторые другие особенности конструкции. Есть основания полагать, что целью всех этих изменений было обеспечение максимальной унификации нескольких новых образцов бронетехники. В пользу этого предположения говорят конструкция корпуса и некоторые другие особенности проектов «Бриз» и «Москит».

"Москит" на выставке

Шасси «Москит» внешне и по своей конструкции похоже на бронемашину «Бриз», однако имеет некоторые отличия. Прежде всего, необходимо отметить меньшие габариты и полную массу. За счет разницы в этих характеристиках заказчик получает возможность приобрести универсальное шасси, наиболее полно соответствующее имеющимся техническим требованиям. Оба шасси могут использоваться в качестве основы для специализированных образцов военной техники. Кроме того, «Москит» может быть базой для боевых машин с тем или иным вооружением различных классов и типов.

По конструкции и компоновке корпуса «Москит» похож на описанный выше «Бриз». Применяется схожий корпус с граненой лобовой частью и люком моторного отсека в верхнем центральном листе. Единственным серьезным отличием лобового агрегата является волноотражающий щиток, в транспортном положении лежащий на верхнем лобовом листе. Расположение светотехнического оборудования и решеток воздухозабора остается без изменений. Обитаемый отсек, помещенный в центральной и кормовой частях корпуса, отдан под места экипажа и специальное оборудование. Как и в случае с «Бризом», на «Моските» предусматривается кормовая надстройка крыши, увеличивающая объем для оборудования.

Сведения о силовой установке более легкого шасси пока отсутствуют. Возможно применение унифицированных агрегатов, упрощающее производство техники. Кроме того, нельзя исключать применение двух вариантов трансмиссии на основе коробок передач разных типов. Ходовая часть двух новых образцов так же унифицирована. Единственным значительным отличием гусеничных движителей является количество опорных катков: на «Моските» их по шесть на каждый борт. Увеличенные промежутки между передними парами катков сохранены. Примечательно, что резиновые бортовые экраны легкого шасси состоят из четырех секций, тогда как на «Бризе» применяются конструкции из пяти.

Универсальное шасси «Москит» отличается от другого недавно представленного образца меньшими габаритами, что обусловлено уменьшенной длиной корпуса. С этим же связано и сокращенное количество опорных катков. Длина «Москита» равна 5,98 м, ширина – 2,4 м, высота – 2,15 м. Клиренс соответствует параметрам другой машины – 390 мм. Полная масса бронемашины заявлена на уровне 12,4 т. По данным разработчика, шасси сможет развивать на шоссе скорость до 70 км/ч. 280-л топливные баки способны обеспечить запас хода в 400 км. Водные преграды предлагается преодолевать вплавь. Перемоткой гусениц обеспечивается скорость не более 5 км/ч.

Интересным отличием шасси «Москит» от более крупного и тяжелого «Бриза», отраженным в информационных материалах по двум проектам, является возможность применения в качестве основы для боевых машин. На его базе могут строиться машины огневой поддержки, тактической разведки, патрулирования, комплексы противовоздушной обороны или носители противотанковых ракет. Интересно, что предыдущие образцы техники от «Минотор-Сервис», носившие название «Москит», тоже имели возможность установки вооружения и использования в различных ролях. Благодаря этому потенциальный заказчик получает возможность выбрать подходящую роль для перспективной техники из большего числа предлагаемых вариантов.

В качестве подтверждения возможностей перспективного шасси уже были продемонстрированы фотоматериалы, показывающие специальную технику на его базе. Так, уже был опубликован снимок самоходного противотанкового комплекса. В такой модификации шасси «Москит» получает подъемную пусковую установку в кормовой части корпуса. При помощи встроенных приводов предлагается выполнять подъем установки вместе с секцией крыши, после чего оператор системы может найти и атаковать цель при помощи управляемого ракетного вооружения.

Утверждения о возможности превращения «Москита» в боевую машину того или иного типа в будущем могут привести к использованию различных боевых модулей с пулеметным, пушечным или ракетным вооружением. Вполне вероятно, что конкретный состав подобного оборудования будет определяться в соответствии с требованиями заказчика.

***

К настоящему времени белорусской компанией «Минотор-Сервис» было разработано несколько проектов перспективной гусеничной техники, пригодной для использования в различных целях. Существуют проекты модернизации сравнительно старых образцов, а кроме того, предлагаются новые виды техники. Среди прочего, на протяжении нескольких последних лет белорусские специалисты занимаются созданием универсальных шасси. Уже были представлены некоторые варианты такой техники, в том числе и дооборудованные аппаратурой для решения конкретных задач. Теперь список подобных разработок пополнился двумя новыми проектами.

Представленные на недавнем форуме «Армия-2016» универсальные шасси «Бриз» и «Москит» представляют определенный интерес. Эта техника предлагается в качестве основы для различных специальных машин, необходимых различным подразделениям разных родов войск. Преимуществом этой техники могут считаться характеристики на уровне уже существующих образцов старых моделей. Как следствие, появляется возможность замены имеющейся техники новыми аналогами, имеющими схожие параметры.

Также следует отметить некоторые недостатки новых проектов. Унифицированные броневые корпуса перспективных машин имеют противопульную защиту, которая может быть недостаточной для решения некоторых задач. В частности, это может серьезно ограничивать потенциал техники в условиях прямого столкновения с противником. Кроме того, недостатком может считаться отсутствие противоминной защиты, применяемой во всех современных проектах бронетехники. Подобные проблемы средств защиты могут серьезно ограничивать сферу применения техники, не давая возможности использовать ее на переднем крае.

Несколько недель назад шасси «Бриз» и «Москит» были впервые показаны широкому кругу специалистов, военных и общественности. По понятным причинам, коммерческие перспективы этой техники пока могут оставаться предметом споров. Реальные результаты недавней демонстрации станут известны позже, когда должны будут появиться первые контракты на поставку серийной техники с тем или иным специальным оборудованием. Тем не менее, пока нельзя исключать иное развитие событие, при котором два интересных образца так и останутся выставочными экспонатами без реальных практических перспектив. Часть предыдущих разработок компании «Минотор-Сервис» дошла до серийного производства и принятия на вооружение, тогда как другие до сих пор не заинтересовали заказчика. Какой будет судьба шасси «Бриз» и «Москит» – станет известно позже.

 

18
Декабрь
0
154

Комментарии к записи: 0

Оставить комментарий
avatar